Снижение устойчивости автомобиля при движении, потеря информативности управления и неравномерный износ шин, а так же увеличенный расход топлива - это факторы которые обязывают водителя проверить углы установки колес: схождение, развал колес, продольный и поперечный наклон геометрической оси поворота (кастер, или, устаревшее, кастор) управляемых колес.
Передние колеса автомобиля (а иногда и задние) устанавливают не параллельно, а под определенными углами друг к другу. Положение колеса относительно вертикальной плоскости называется развалом колеса, а относительно горизонтальной — схождением. Схождение и развал бывают как положительными, так и отрицательными.
Когда колеса катятся перпендикулярно асфальту и параллельно друг другу, то при этом возникает наименьшее сопротивление движению и меньший износ шин, НО их все же устанавливают с развалом и схождением. Обусловлено это тем, что при движении автомобиля его колеса нагружены силами взаимодействия с дорогой: на передние колеса автомобиля с задним приводом действуют силы, стремящиеся развернуть колеса наружу. Компенсация данных сил реализована упругими элементами подвески, поэтому регулировка должна быть произведена только после диагностики ходовой части, которая входит в стоимость услуги.
Для того чтобы при движении колеса катились параллельно продольной плоскости автомобиля, их предварительно устанавливают с небольшим положительным схождением. У автомобилей с передними ведущими колесами, у которых большую часть времени на эти колеса действует сила тяги, колеса устанавливаются с отрицательным схождением. Установка колес с развалом обусловлена более сложными причинами. Колеса при движении автомобиля по возможности должны находиться в положении, когда они перпендикулярны дорожной поверхности (нулевой угол развала). Если колесо катится под углом к вертикали, сцепление шины с дорогой уменьшается, а пятно контакта шины с дорогой изменяет свою форму, что приводит к появлению боковой силы, которая стремится дестабилизировать движение автомобиля. При этом, на автомобилях старше двух лет за счет уменьшения клиренса (автомобиль своей массой продавливает пружины) развал колес смещается в отрицательные значения, обычно доходит до -1° на передней оси, а на задней оси до -2-3°. Данные значения не являются критичными для безопасного использования автомобиля, а для автоспорта используются и бОльшие углы для стабильного поведения автомобиля в поворотах, но при этом на прямых отрезках пути автомобиль будет иметь меньшую площадь сцепления колес с дорогой.
Подвеска, в которой колесо будет перемещаться в вертикальной плоскости без наклона при движении по любой прямолинейной дороге, уже применяется на автомобилях. Гораздо труднее сохранить вертикальность колеса, когда кузов автомобиля, накреняется при прохождении автомобилем поворота. Поэтому лучше позволить изменяться развалу, но сделать его направленным противоположно крену кузова, поскольку это сохраняет вертикальное положение колес при поворотах. Данный принцип обеспечивает улучшение сцепных свойств, при прохождении поворотов и, как следствие, улучшение устойчивости и управляемости.
Для самовозврата колес к прямолинейному движению после поворота служит угол поперечного наклона шкворня (кастер). Наличие такого наклона приводит к возникновению стабилизирующего момента на управляемых колесах, который зависит от величины этого угла наклона и силы тяжести, приходящихся на управляемые колеса, но не зависит от скорости движения. Эти углы лежат в пределах 6–10°.
Наклон геометрической оси в продольной плоскости заключается в смещении нижнего конца этой оси относительно вертикали. Данный угол наклона служит для сохранения прямолинейного движения колес при движении с большими скоростями. Создаваемые реактивные усилия на плечах, представляющих собой расстояния от точек касания с дорогой, стремятся вернуть колеса в положение прямолинейного движения. Этот угол обычно равен 1–3,5° и зависит от боковой упругости шин.
И напоследок, технология измерения параметров (3D, инфракрасная, кордовая или бесконтактная) не так влияет на удовольствие за рулем после регулировка, как квалификация мастера. Технология измерения трехмерного стенда позволяет с большей точностью выставить параметры, которые установлены заводом изготовителем, но при этом износ элементов подвески иногда вынуждает идти на компромисс и только профессионал сможет его найти. Проведение диагностики СХОД-РАЗВАЛА рекомендуется после (или совместно) сезонной смены резины. Летом при увеличении скоростей движения углы установки колес залог Вашей безопасности.